Форум о православной молитве

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум о православной молитве » Обсуждения » Сердечная молитва


Сердечная молитва

Сообщений 121 страница 140 из 143

121

Сергей Михайлов написал(а):

Просьба не удивляться тому, что скажу сейчас... А скажу я о том, что ПРАВИЛЬНОЕ наставление о молитве написать невозможно. Ведь правильная молитва - это не действие мыслей и чувств человека, хотя стремление к правильности необходимо, но это Действие Духа Божия в человеке. Пока Бог не начнёт Сам молиться в тебе, даже и не думай о том, что ты хорошо молишься! Когда же Бог станет молиться внутри тебя, ты не будешь трудиться уже над своей молитвой, но молитва сама перенесёт тебя в тот удивительно красивый мир, где нет образов и видений - туда, где живут святые.
.......
Сергей Михайлов
.

https://m.vk.com/wall-171054299_345
Наверное , лучше и не скажешь.

0

122

Алекс написал(а):

Духовное Возрождение , о котором  проповедуют протестантизм , ошибочно принимая за Духовное Возрождение проявляющийся эмоциональный , душевный подьем...


Сказано же: "не придет Царствие Божие приметным образом" (Лк. 17:20). Поскольку протестанты вне Церкви, то у них попросту отсутствует целостное восприятие Священного Писания: каждый протестантский "кружок" хватается за свой набор фрагментов Писания, по-своему интерпретирует его и хвалится "знанием истины". Нет понимания первичности Духа над буквой.

0

123

Но какие-то вершины у инославных христиан, видимо, могут быть сравнимы со святостью. Вот, например, отрывок (длинный) из книги о Франциске. Такое можно было бы написать, наверно, и о православном святом. Другое дело, что вершины православной святости, конечно, неизмеримо выше.
______________
"Жизнь молитвы, согласно святому Франциску, — непрекращающийся поиск Духа Господня и глубокое желание, чтобы Он действовал в нас: мы не способны даже достойно называть Бога, ибо не умеем молить Его как подобает. Для христианина молиться означает устанавливать отношения с Отцом Небесным, объединившись с Ним в Иисусе из Назарета. Когда мы молимся, мы учимся говорить: «Авва!», и это возможно лишь благодаря поддержке Духа Святого. Дух Господень вводит нас в жизнь молитвы, следовательно, необходимо желать Его превыше всего, и позволять Ему действовать в нас...
Он говорил: Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин 4, 23)» Обратим внимание на слова «в духе истины», не повторяющие дословно слова евангелиста
Иоанна: «В духе и истине». Франциск хочет сказать нам, что только Дух, знающий Бога в истине, помогает нам поклоняться Ему с чистым сердцем...
Дух Святой вводит нас в близость с Богом Отцом и ведет к подражанию Христу: «...эти мужи и жены, когда творят подобное и твердо в этом стоят, ибо почиет на них Дух Господень и создает себе у них пристанище и обитель». Дух Святой направляет нас по следам Христа и ведет к встрече с Отцом....
Чтение Слова Божьего и возвещение его во время церковных богослужений придали молитве святого Франциска богоцентрическую ориентацию: его молитва всегда обращена к Богу Отцу. В молитвах мы постигаем, насколько Франциск был поглощен реальностью Бога и Его бесконечным величием — он не замыкается в самом себе, а полностью поглощен чудесной тайной Бога....
Как же молится Франциск? «Слово Божие в сердце, и сердце в Боге». Эти слова обобщают мысли Франциска о молитве. Часто он увещевал братьев направлять сердце к Богу, делать его обиталищем Бога и Его слова. Сердце — центр человека, в сердце принимаются решения. В сердце живет Бог Или дьявол. Может случиться, что «приходит диавол и похищает слово, посеянное в сердцах их, и уносит слово из сердца их, чтобы не уверовали и не спаслись», поэтому он предупреждает: «И будем остерегаться весьма козней и искусности сатаны, ибо он хочет, чтобы человек разум свой и сердце не обращал к Богу».
Часто Франциск молился, произнося очень краткие, более того — состоящие из одного слова молитвы; это происходит в последние годы жизни святого. С возрастом, по мере духовной зрелости, его молитва становится все более простой и напряженной. Он выражает свою любовь к Иисусу, каждый день просто повторяя бесконечное число раз Его имя; он молился, говоря только: «Иисус». Постоянно повторяя святое имя Иисуса, он может размышлять обо всей жизни Сына Божьего и, в особенности, о Его Страстях, которым был бесконечно предан...
Иисус из Назарета — воплощение Бога, образ Бога Всевышнего и Славного, видимого в человеческом обличии. «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14,9). Его можно увидеть, но не все верят в Него. В «Увещевании» Франциск говорит, что «все видевшие Господа Иисуса в унижении и не увидевшие и не уверовавшие в дух и в Божественность, в то, что Он истинный Сын Божий, были осуждены». Как может взгляд человеческий узнать в смиренном ремесленнике Иисусе из Назарета или в Распятом на Голгофе прославляемого Господа, вечную Премудрость Отца? Франциск говорит словами апостола: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым». Только благодаря силе Духа Святого мы можем увидеть Сына Божьего даже в предсмертном борении Иисуса. Благодаря тому же самому Духу в простых словах Евангелия мы можем узнать слово вечной мудрости: истинная мудрость — признание Христа в Духе..."
(Фьоренцо Реати - Франциск - учитель молитвы)
http://esxatos.com/files/reati-francisk

Отредактировано Евгений Павленко (2018-10-06 16:17:57)

0

124

Тут, на мой взгляд, надо иметь ввиду, что та аскетическая стадия, на которой, видимо, находился Франциск -- созерцательная -- еще не означает спасения, соединения с Богом. Созерцать Бога и соединяться с Ним -- разные вещи.
Поэтому в аскетическом смысле святые (созерцающие, определенным образом, Бога), наверно, могут быть в инославии (а может, даже в нек. др. религиях). Но спасающиеся (соединяющиеся с Богом в обожении) могут быть только в православии.
Надо учитывать и то, что термин "спасение" довольно многозначный, и "спасающиеся" -- это может быть весьма различные состояния в будущем веке и еще в этой жизни.

Отредактировано Евгений Павленко (2018-10-06 16:19:12)

0

125

Евгений Павленко написал(а):

.
Надо учитывать и то, что термин "спасение" довольно многозначный, и "спасающиеся" -- это может быть весьма различные состояния в будущем веке и еще в этой жизни.

Отредактировано Евгений Павленко (Сегодня 16:19:12)

Термин Спасение , тоесть его православное определение , на мой взгляд очень ясно высказано архимандритом Рафаилом Карелиным  : Спасение это обоженье.
Когда сердце очищено от всякой тени гордыни и является Храмом Духа Святого.( как у Святых Ангелов).
Что касается Францизка .Действительно , если верить жизнеописанию , то в нем были и величайшие состояния созерцания и в то же время такие явления , которые в Православной аскетики называются обольщение и прелесть.Например перед своей кончиной Францизк говорит , что я не знаю за собою греха , который я не искупил  бы слезным покаянием.А умирая он говорит братии : прощаю вам все грехи , которыми вы согрешили против меня.Или такой момент из канонического Жития , когда пред Богом Отцем предстала душа Францизка в Славе , то Бог Отец "растерялся " ибо не сразу понял кто пред Ним : Его Сын Иисус  или возлюбленный сын Францизк.
........так что говорить о "святости" Францизка можно  хотя бы в том ключе , что и среди православных аскетов имеющих Дар добродетели и чудотворения случались случаи обольщения и впадение в Гордыню перед своей кончиной , о коих с сожалением сказано , что они обольстившись , оказались у пропости погибели.

Отредактировано Алекс (2018-10-06 17:54:20)

0

126

....но не будем брать на себя функцию Бога в отделении козлищ от овец....Бог знает Своих  и не своих.

0

127

А где это о. Рафаил написал, нет ссылки?

0

128

Прп. Симеон Новый Богослов утверждает, что начало спасения полагает (опытно созерцаемое) рождение от Духа, соответственно, удостоверяет созерцание Небесного Царства ("кто его не созерцает в этой жизни, не будет созерцать и в будущей"), а совершает (такая же, опытно созерцаемая) любовь к Богу и ко всем людям. Они соотносятся друг с другом как вера, надежда и любовь. Веру подает опытно созерцаемое рождение, надежду подает созерцание Небесного Царства, а усовершает все это любовь. Это критерии спасения, каждый по ним может оценить, на какой стадии спасения он находится.

Об этом, на мой взгляд, и написанное ниже у прп. Паисия про надежду. Надежда -- это видение того, как все обстоятельства жизни человека попущены или промыслительно устроены Богом для его собственного спасения. Это "пристань безопасности и надежды", Небесное Царство в земной жизни, прежде Небесного Царства в будущей.

"-Геронда, как растёт выносливость души?

– Через надежду и доверие к Богу. Они наделяют человека большой силой. Нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный любовью Божией. Человек, имеющий великое доверие к Богу, радуется всему. Будь он болен, или голоден, или несправедливо обижен, или... или... он всегда верит, что это попущено Богом, надеется на Бога и всегда пребывает в безопасности, находясь в пристани надежды на Бога".

0

129

Евгений Павленко написал(а):

А где это о. Рафаил написал, нет ссылки?

Евгений , место не приведу , дам сайт http://karelin-r.ru/.
Я его года два назад весь прочел : статьи , некоторые книги , особенно рубрика вопрос - ответ .Там где то вопрос : спасутся ли добродетельные иноверцы?
Отец Рафаил начал с разбора термина СПАСЕНИЕ.Те кто будут обожены и будут в Боге прижизни к этому стремившиеся , пребывая в православном аскетическим направлении ..а те кто избавившись мук за добродетели , но не войдет в Царство Бога ( Покой Бога) не есть спасеные.Они только спасены от мук , но Блаженства не наследуют.
Тут термин Спасение в самом высшем смысле.
( Во всяком случае я привел по памяти , возможно не точно , так что проверь)

0

130

Иногда мне думается что само понятие спасения стоит глубже сказанного слова. Речь не о том чтобы догматы считать за ничто, раз они выражены словом, но о том что спасение это переживание. Переживание разве можно описать словами? Не задумываться же о загробных судьбах других людей меня приучил духовник монах ещё когда я жил на Алтае. Ему удалось объяснить мне что Бог без меня решит всё и с каждым человеком справедливо, а раз так - то я должен надеясь на Бога не лезть умом в Его Суды. Просто не лезть и всё. Забот о душе своей итак хватит на всю жизнь. Святые отцы много пишут об этом. О том чтобы смирять свой ум и никого не судить.
Из православных отцов мне более всего нравится формулировка Феофана Затворника Вышенского: "Я не знаю спасутся ли католики, но если я стану католиком я точно не спасусь". И не осудил никого и веры чужой не одобрил богомудрый святитель.  :)

0

131

Евгений Павленко написал(а):

Но какие-то вершины у инославных христиан, видимо, могут быть сравнимы со святостью.

Наряду с Францизском я выделяю еще одну личность среди "инославных святцев" - Жанна Д'Арк.
Одни говорят ,что она сумасшедшая шизофреничка......
Но факт есть факт ! - она стала прямым орудием Промысла Божия в судьбе Франции .Наш Иван Сусанин....так сказать...
Ее жертвенность , самоотверженность основанная на всецелом предании себя без остатка в волю Божью ( может и голова не в порядке, но как это было последовательно и созидательно, без каких либо "деструктевизмов", свойственных шизофрении)...жертвенность юнной крестьянки  просто вызывает удивление.
....особенно запомнился ее ответ инквизитору на каверзный вопрос : находишься ли ты в Благодати?
Жанна по простому ответила : если нет Благодати со мной  , то да дарует мне Ее Бог , а если и  есть Благодать на мне , то я молю Его не отнимать Ее от меня никогда ....
....особенно казнь девятнадцатилетней девушки ..

Казнь Жанны Девы, на которой присутствовал даже малолетний английский король, потрясла Руан, словно перенесенный в этот день во времена Диоклетиана, эпоху раннехристианских мучеников. На площади Старого Рынка собралось около десяти тысяч человек – руанцев, приезжих и англичан, которых отделяло от возвышения в центре площади оцепление из английских солдат. На возвышении находились архиереи и церковнослужители, а чуть поодаль, на гипсовом помосте, был сооружен столб, под которым разложили дрова и хворост для костра. Во время чтения приговора и проповеди, в которых она обвинялась во всех мыслимых и немыслимых грехах и злодеяниях, Жанна «проявила большую твердость» и «чрезвычайно кротко выслушала ее». Затем она обратилась к людям со словами любви и прощения, прося их молитв, призывая имя Божье и имена святых, «являя, – говорит Жан Масье, священник, – великие знаки… своего сокрушения, покаяния и горячей веры благочестивыми и набожными сетованиями и призыванием Святой Троицы и Блаженной Преславной Девы Марии и всех блаженных святых небожителей, называя поименно многих из этих святых, в каковых набожных сетованиях и постоянном исповедании веры, также всячески очень смиренно прося у людей, какого бы звания и состояния они ни были, как из ее партии, так и у прочих, милости и прося, чтобы они помолились за нее, прощая им зло, которое они ей причинили, пребывала и находилась очень долго – с полчаса – до самого своего конца. Чем присутствовавшие доктора (теологи) и даже многие англичане были доведены до великого плача и рыданий…». Старый Рынок Руана огласился плачем и стонами многотысячной толпы; люди рыдали так, словно у них душа расставалась с телом, словно воздух и солнце уходят с земли на небо. Мартен Ладвеню: «почти все те, кто был там, плакали от жалости»; Жан Фабри: «Я не думаю, что мог бы найтись человек настолько жестокосердный, что, будучи там, он бы не расплакался»; Пьер Буше: «большинство присутствующих – их было, наверно, десять тысяч – плакали и стенали, говоря, что это великая жалость». Гийом Маншон: «…никогда я так не плакал из-за чего-либо, что случалось со мной, и еще месяц спустя не мог вполне успокоиться». Безудержно рыдал Луи Люксембургский, епископ Теруанский, и даже кардинал Винчестерский, английский «куратор» Кошона, не выдержал и расплакался.
Жанна попросила крест, и английский солдат, связав накрест две палки, подал его ей. Этот крест она приняла с великим благоговением и, облобызав, спрятала у себя на груди. Один из священников сходил в ближайший храм и принес большой крест, который держал высоко поднятым на виду у Жанны, пока она не испустила дух. Находясь в костре, она непрерывно молилась и призывала святых, а испуская дух, воскликнула: «Иисус!». Изамбар де ла Пьер, монах: «…испуская дух и склоняя голову, произнесла имя Иисусово в знак того, что имела пламенную веру в Бога, подобно тому, что мы читаем о святом Игнатии и многих других мучениках». Кто-то видел имя Иисуса написанным в костре. Один английский солдат безмерно ненавидел ее и поклялся лично подбросить хворост в ее костер. Сделав это, он вдруг замер и остолбенел, словно громом пораженный. Продолжая оставаться в этом состоянии, не в силах выговорить ни слова, он был отведен в харчевню, где его накормили и напоили, чтобы привести в чувство. К нему вернулся дар речи, после чего этот англичанин немедленно исповедался монаху, тоже англичанину, утверждая, что сожженная была святой, так как, бросая ей ветки в огонь, он увидел собственными глазами, как из костра вылетел белый голубь и полетел в сторону Франции.
Изамбар де ла Пьер, исповедник палача, казнившего Жанну, передает с его слов, что сердце ее не сгорело. Англичане боялись оставить на земле мощи Жанны, боялись даже имени ее. По их распоряжению, палач жег костер еще много часов с тем, чтобы все обратить в пепел. И хотя он подливал масла и подсыпал угля и серы, ему не удалось сжечь ее внутренности и сердце, которое даже не обуглилось, но оставалось «красным и полным крови». Это чудо привело палача в исступление и ужас. В «дивном сокрушении и ужасном раскаянии» он исповедался монахам и рвал на себе волосы, не зная, как испросить прощение у Бога за то, что сжег святую. По приказу англичан пепел от костра Жанны был собран до последней пылинки и сброшен в Сену. Мы не знаем судьбу ее нетленного сердца, но, думается, его постигла та же участь. «Если бы англичане могли, они бы уничтожили самую память о ней».

И это 1431 год ....400 лет после Раскола .....ну кто же они были простые и не искустный в тонкостях того , что их Епископ Рима Первоиерарх уже впал в ересь Папоцезаризма....провозгласив себя наместником Христа на земле?
....
...то , что мы знаем о Францизка преподнесено нам латинским учением и именно те стороны его духовного опыта "выпячены" наружу ( о которых я писал).....но если Калотицизм именно это провозглашает как "Святость" , как образец Святости , то я не могу быть на стороне учения Католицизма .... но жизнь этих замечательных людей как Францизк и Жанна  пред Богом и прогорела как свеча ...... и только Он будет им Судья .

0

132

У о. Рафаила нашел несколько мест об этом.

"Для спасения необходимо обожение человека, которое начинается в земной Церкви, переходит и продолжается в небесной и не кончается никогда. Только через крестную Жертву Христа и благодать Духа Святого, действующего в Церкви, человек может осуществить свое истинное предназначение – стать богом по благодати в вечности" http://karelin-r.ru/newstrs/185/1.html.

"Рай это лицезрение Господа, богообщение, пребывание в Божественном свете. Христа нельзя увидеть в вечности без благодати Духа Святого, без того царства Божьего, которое начинается в сердце человека. Видеть Христа это значит быть с Христом, и через Божественный свет уподобляться Христу. Этого лишены иноверцы. Но значит ли, что добрые дела тех евреев, мусульман и язычников, которые накормили голодного, дали милостыню бедному или спасли человека, падшего в отчаяние, не будут вознаграждены? Нет, Господь сказал, что за милость, оказанного на земле, Он воздаст стократно. У Господа, как в раю, так и в аду, обителей много, поэтому, лишившись Бога, как внутреннего фактора своей жизни, иноверцы могут получить некое утешение и милость Бога, насколько они в силах вместить. Поэтому за иноверца можно подавать милостыню в надежде, что Господь облегчит его участь, так, как бы эту милостыню подал он сам. Но просить царства небесного – это просить невозможное" http://karelin-r.ru/faq/answer/1000/1484/index.html.

В первом случае, он "растягивает" обожение сразу на несколько этапов, что в принципе правильно, но не очень точно, то есть можно сказать и точнее.

Во-втором, говорит о присутствии инославных праведников в "обителях", но не в Небесном Царстве. А разве обители "бывают" не в Небесном Царстве, а где-то еще? В латинском чистилище?

В целом, можно сказать, что все правильно, но с терминологией он обращается неуверенно. Это касается и всех его произведений в целом.

0

133

То что вне Царства Небесного есть только  Ад и нет там никаких "чистилищь" об этом прямо говорит православное учение и с этим согласуется все написанное отцем Рафаилом .
Но и Ад не в том смысле , как мы из фильмов ужасов представляем .Там есть свои "уровни" или "Обители" и геена огненная и на подобии  "лона Авраамова" ,. тоесть где нет физических мук , но и нет Блаженства праведных.
Я не знаю....мне сейчас менее всего хочется "копаться " в устройстве Ада , мне бы молитву не потерять .
А отец Рафаил  может где и неточен , но в целом его произведения мне в свое время очень  помогли и я прислушиваясь к мнению  этого молитвенника.

Отредактировано Алекс (2018-10-07 07:47:02)

0

134

В тему о сердечной молитве и немного церковно-славянского.
Спиридон Габровский (ученик прп. Паисия). Л. 2 О существе умного делания.
___________
Глаголет св. Варсануфий: молитва совершенная есть, еже глаголати Богови без парения помысла: и еже собрати вся помыслы с чувствы: и имети ум, яко Богови предстоит и Тому глаголет: и тогда познавается яко молится, егда пременяется от парения.

[Совершенная молитва по Варсануфию – это глаголати Богови лицом к Лицу, когда между лицом молящегося и Лицом Божиим в зеркале сердца не примешивается ни одного помысла. На деятельном этапе молящийся верою поставляется перед Лицо Божие, на созерцательном – в видении и чувстве сердца]

Глаголет же святый Исаак Сирин: чистота же уму и нечистота сице имать: егда во время внегда уготовится ум, принесый едино от движений своих, и примесится ему мысль некая странная, или похотением в чесом, тогда нечист глаголется ум той.

[Та же мысль у св. Исаака Сирина. Видение Лица Божия настолько увлекает ум, что между ним и Лицем Божиим не примешивается ни одного помысла, и тогда это называется чистой молитвой (где-то в середине созерцательного этапа). Ср. «Блажени чистие сердцем, яко тии Бога узрят»].

И се ясно уведехом от двоих святых великих отец, яко существо или свойство умному деланию есть уму без парения молитися Богу.
________

Отредактировано Евгений Павленко (2018-10-08 12:55:15)

0

135

А как кто относится вот к такому описанию сердечной молитвы

https://sites.google.com/view/neovitos/умное-делание

глава "Отверзение сердца" и далее.

0

136

Объёмный труд этот рассчитан не для мирян. Много полезных мыслей, но духовно малоопытным нужно с осторожностью вникать.

0

137

на мой взгляд, хорошая статья, очень толково все изложено, в том что касается практики умной молитвы
именно эта статья, -- другие, более богословские вещи автора, не так, на мой взгляд, хороши

0

138

Я проще смотрю на многое.
Для меня правильнее молитву воспринимать сквозь призму непрерывности её, как это заповедует Господь: "Возлюби Господа Бога твоего всем помышлением" и как Милость. Молитва это Милость Божия человеку. Я это осознаю.
Более объёмные описания и труды, нужны, наверное, но я перестал ими интересоваться так как они интересовали меня прежние годы потому что молитву узнаю не по описанию её, а какбы "на вкус". У простоты есть свои плюсы. У сложных описаний свои. Не то чтобы простота во мне отвергала сложное, но приходится \мне лично\ выбирать между тем что для меня привычно и тем что для меня полезно. Простота привычна. А почитать объёмное тоже можно, но не более чем ради обретение другой формы простоты.

0

139

Евгений Павленко написал(а):

А как кто относится вот к такому описанию сердечной молитвы


"Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл [это] Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия." (1 Кор. 2:9-11)

Я рассматриваю данное замечание ап. Павла как предостережение об опасности "теоретизирования" теозиса — мы призваны проходить его в покаянии и Страхе Божьем: "Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий." (Евр. 12:28)

Потому полагаю приведённое вами описание мечтательностью, которая связана не с благодатью, а с прелестью.

0

140

Андрей Харитонов написал(а):

Потому полагаю приведённое вами описание мечтательностью, которая связана не с благодатью, а с прелестью.


А какие-то конкретные основания у Вас для этого вывода есть? Какие-нибудь признаки прелести в приведенных описаниях, а не благодати?  Пока Вы привели основания, что-то вроде этого: "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".

0


Вы здесь » Форум о православной молитве » Обсуждения » Сердечная молитва