Форум о православной молитве

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум о православной молитве » Обсуждения » Сердечная молитва


Сердечная молитва

Сообщений 61 страница 80 из 113

61

Сергей Михайлов написал(а):

Статья хорошая. Добавить к ней можно лишь то что у любой из степеней молитвы есть множество опасностей и эти степени молитвы не всегда переходят одна к другой, но могут перемежаться и менять форму свою так, что в итоге потом и сам человек может не знать в каком этапе находится его душа


Да, вот Макарий Великий пишет в 4-м Слове:

"будучи одной и той же, благодать многообразно, как хочет, домостроительствует для пользы человека. Когда-то пламя более разгорается и возжигается, когда-то — тише и слабее; и свет этот временами больше занимается и сияет, иногда — умаляется и меркнет, хотя светильник всегда горит и светит".

То есть стадии -- это общий ориентир, на практике у каждого человека может быть по-разному, так как благодать, будучи одной и той же, действует многообразно в соответствии с Промыслом о данном человеке и обстоятельствами его жизни.

Отредактировано Евгений Павленко (2018-08-31 23:57:44)

0

62

Интересное о старце Филарете Карульском:

"Старец, наконец, вернулся на Святую Гору. Встретили его радостные отцы. Он же был крайне недоволен:
- Мне не повезло, я избавился от земной тюрьмы, но теперь не знаю, я убежал от страданий, теперь как бы мне не попасть в вечную тюрьму ада…
А далее он поразил отцов еще больше! Отцы спросили его:
- Отче, как тебе было в Салониках, ведь ты не был там 50 лет! Как тебе показались современные люди?!
- Отцы, что вам сказать? Я потрясен! Все люди, все вокруг, гонятся за своим Спасением… Только я один оказался там нерадивым и невнимательным к своему уму…
Теперь уже поражены были спрашивающие старца отцы..."

Это напоминает в стадиях:

"Приходит к нему радость и любовь, которую не можно в точности изъяснить. Взял бы каждого человека и, если бы было то возможно, ввел бы всех в Царствие Божие".

Даже выше, так как ст. Филарет не говорит "возможно", а просто видит всех шествующими на небо.

0

63

Это даже выше понимания.
.
Вглядываться в мир своим умом и благодатью - различное дело.

0

64

Сергей Михайлов написал(а):

Это даже выше понимания.
.
Вглядываться в мир своим умом и благодатью - различное дело.


Да, я тоже думаю, что благодатью. Благодатью все люди видятся такими, какими они были по природе изначально и какими они будут в будущем веке, то есть прекрасными, а гномические различия между людьми благодать не созерцает. То есть видится всецелый Адам. Причем не только его природа, но и Промысел, который делает все для спасения всех и каждого человека, даже через его временное оставление. Но выбор всегда остается за человеком.

В этом, по-видимому, кажущееся противоречие между догматами соборов о том, что спасутся не все, и видениями святых о том, как все спасаются.

0

65

Симеон Благодатный: "Ибо око ума не способно ничего видеть без помощи божественного света. Подобно тому, как телесные очи не видят без света солнца, точно также и духовные очи ничего не видят без света Святой Троицы, поскольку зрение, которое обретается внутри таковых, подобно [зрению] телесных очей в ночное время. Когда же зрение умного видения очищено и, словно зерцало, отполировано, – всякий раз, как видение божественного света распростирается, оно, не встречая никакого сопротивления, быстро пересекает все границы сущего. И это то, о чем говорится: «во Свете Твоем узрим Свет»".

Здесь, наверно, уже говорится о 6-й, духовной степени по классифиации афонцев: "О Возлюбленный, когда ум войдет в духовный мир...". Потому что войти в духовный мир и созерцать там все в виде Света, можно только будучи во Свете, том самом, как выше сказано у  Симеона Благодатного. Это, если пользоваться общей классификацией стадий телесная-душевная-духовная, духовная стадия, безвидное видение ангелов, например, относится, по этой классификации, к душевной стадии.

0

66

Когда душа вступает в реальное общение с Богом, она хочет того или же нет, но входит в область невысказываемого, если можно так выразиться.

0

67

Евгений Павленко написал(а):

В этом, по-видимому, кажущееся противоречие между догматами соборов о том, что спасутся не все, и видениями святых о том, как все спасаются.

Напомнило в Отечнике:
"56. Авва Пимен сказал: если человек достигнет того состояния, о котором Апостол сказал: вся чисто чистым (Тит. 1, 15), то увидит себя худшим всей твари. Брат сказал ему: как мне признавать себя худшим убийц? Старец отвечал: если человек достигнет душевного устроения, указанного Апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами) [27].

57. Брат спросил о том же авву Анува, пересказав ему слова аввы Пимена. Авва Анув сказал: если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего: то праведность его поглотит их. Брат спросил: какая праведность? старец отвечал: всегдашнее обвинение самого себя." https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1452

0

68

SergeyD написал(а):

Напомнило в Отечнике:
"56. Авва Пимен сказал: если человек достигнет того состояния, о котором Апостол сказал: вся чисто чистым (Тит. 1, 15), то увидит себя худшим всей твари. Брат сказал ему: как мне признавать себя худшим убийц? Старец отвечал: если человек достигнет душевного устроения, указанного Апостолом, и увидит человека, сделавшего убийство, то скажет: он сделал этот грех однажды, а я убиваю ежедневно (себя и других грехами) [27].

57. Брат спросил о том же авву Анува, пересказав ему слова аввы Пимена. Авва Анув сказал: если человек дойдет до состояния такой чистоты и увидит грехи брата своего: то праведность его поглотит их. Брат спросил: какая праведность? старец отвечал: всегдашнее обвинение самого себя." https://lib.pravmir.ru/library/readbook/1452


Да, замечательные цитаты. "...то праведность его поглотит их" -- это можно ли, интересно понимать в том смысле, что они простятся тому брату? То есть брат не видящий чужих грехов, как бы, участвует в искуплении (их последствий)?

Отредактировано Евгений Павленко (2018-09-01 18:46:19)

0

69

Конкретика сложна тут, но налицо перед Богом восходит прошение о помиловании всех, а Бог уже Сам решит, как быть.

0

70

Евгений Павленко написал(а):

SergeyD написал(а):
"...то праведность его поглотит их" -- это можно ли, интересно понимать в том смысле, что они простятся тому брату? То есть брат не видящий чужих грехов, как бы, участвует в искуплении (их последствий)?

Сергей Михайлов написал(а):

Конкретика сложна тут, но налицо перед Богом восходит прошение о помиловании всех, а Бог уже Сам решит, как быть.

Или хотя бы может такое самоукорение защитит/очистит от вреда нас от видения чужих грехов (и осуждения и пр.), нейтрализует действие/впечатление/грязь этого греха хотя бы внутри нас самих.

0

71

Прп. Каллист Ангеликуд "Главы о рае".

"Вышеестественная энергия Святого Духа, [действующая] в сердце, не имея происхождения ни от чего природного, но [представая как] непредставимое явление в помилованных [Богом], движется, или, лучше сказать, воспламеняется явно без участия воли [человека]. Поэтому она совершенно не нуждается ни в чем нашем , говорим ли мы об энергии, или же об осиянии, или явлении Духа; но только в том, чтобы причастник безмятежно созерцал в своем сердце и вышеестественно наслаждался [действием Духа]".

"Об энергии, или же об осиянии, или явлении Духа" -- это говорится о трех основных стадиях: делание-созерцание-обожение (сир.: телесная-лушевная-духовная). Но описываемое там действие энергии Духа относится, в основном, ко второй. А о третьей стадии он пишет далее:

"Тот, кто по благодати обрел это божественное чувство, тот, можно сказать, обрел Бога. Он не нуждается в словах, предстоя пред Богом и избрав служение  [Ему]. Он лобызает молчание, а лучше сказать, и нехотя молчит. Дух Божественный обитает в нем. Любовь, мир и радость духовная воссиявают от него. Он живет жизнью, чуждой обычной общей жизни. Веселится о Боге, и очи его — [очи] умные — зрят умный свет. Сердце его носит огнь. Простота и неизменность, беспредельность и безграничность, безначальность и вечность  с изумлением сопребывают с ним. Постоянные слезы текут из очей его, и ничуть не меньше из сердца его [бьет] источник живой воды  духовной".

Источник воды духовной -- это относится ко второй стадии, которая и в третьей не прекращается. Все эти описания очень высоки, но и о высоком знать полезно. Бесполезно неразумно стремиться к тому, что превышает твою меру, а знать об этом очень даже полезно.

Отредактировано Евгений Павленко (2018-09-02 16:03:07)

0

72

Истинно так это и есть. Достигший полноты покаяния достигает и полноты покоя. Умирают внутри даже мысли. Не объяснить это состояние ничем, кроме как Милосердием Божиим любящем человека просто так, потому что он Сам это Желает.
Любовь Божия Необъяснима, как Необъясним и Сам Бог. Но Бог, хотя и Необъясним, но в Любви Своей Он настолько Прост, что встречаясь с Любовью Бога (если она не придумана, но реальная) человек ловит себя на отчётливом чувстве что он не что-то новое нашёл, приобрел, открыл, но ВЕРНУЛСЯ в тот Дом Божий, в котором он когда-то был, но ниспал в Адаме.
Уж не знаю как, но в каждом человеке есть эта память, память родовая и даже глубже, вплоть до ЯСНОГО осознания основных законов создания Ангельского мира.
ЕСЛИ БЫ только люди знали сколь интересна и наполнена жизнь души нашедшей полноту покаяния в Боге, весь мир искал бы покаяния.

0

73

Сергей Михайлов написал(а):

Истинно так это и есть. Достигший полноты покаяния достигает и полноты покоя. Умирают внутри даже мысли. Не объяснить это состояние ничем, кроме как Милосердием Божиим любящем человека просто так, потому что он Сам это Желает.
Любовь Божия Необъяснима, как Необъясним и Сам Бог. Но Бог, хотя и Необъясним, но в Любви Своей Он настолько Прост, что встречаясь с Любовью Бога (если она не придумана, но реальная) человек ловит себя на отчётливом чувстве что он не что-то новое нашёл, приобрел, открыл, но ВЕРНУЛСЯ в тот Дом Божий, в котором он когда-то был, но ниспал в Адаме.
Уж не знаю как, но в каждом человеке есть эта память, память родовая и даже глубже, вплоть до ЯСНОГО осознания основных законов создания Ангельского мира.
ЕСЛИ БЫ только люди знали сколь интересна и наполнена жизнь души нашедшей полноту покаяния в Боге, весь мир искал бы покаяния.


прекрасные слова

0

74

Прп. Каллист Ангеликуд о созерцании Лица Божия ( о котором говорится в Писании):

"При этом ты не проникаешь в это чудо разумом, не переходишь его даже при помощи мысли и не движешь собственное суждение, как бы разделяясь умственно, но устремляешься единовидно и на подобие Бога взираешь безочесно и неподвижно простым и единственным взглядом и сверх того наслаждаешься самым ясным и неприступным светом, исходящим от лица Господня. Вот это, следовательно, высшее устроение ума к Богу, достойное соревнования для благоразумных, можно сказать, цвет умственной чистоты, желательное единство веры, совершаемое в общении с Духом, славный плод божественной и боготворящей мудрости, основа духовного мира, обиталище невообразимой радости, дверь любви Божией, отрасль просвещения, причина источания из сердца неистощимых вод Духа" (О божественном единении).

Далее, о двери в покой Божий:

"Итак, с Божиею помощью, как говорится, должно обращаться в духе к исканию и познанию только единого, откуда начала всего и где концы всего, – и, конечно, дверь божественной любви сама собой откроется нам благодатию Христовою и мы войдем в покой Господа нашего в великом веселии и радости, познаем сладость единого и будем вкушать божественное наслаждение, не разбрасываясь и разделяясь на многое, но ставши и сами единым, согласно со взыванием Спасителя к Отцу, говорившего: да будут едино, якоже Мы единым есьмы (Иоан. 17, 22)" (там же).

Первое, созерцание безвидного Лика Господня, относится еще к (вершине) созерцательной стадии. А второе -- покой Божий -- к обожению. Такова, судя по всему, последовательность стадий у отцов (в этой части лестницы). Это тема интересная. Знать перспективу всегда полезно, даже если это отдаленная перспектива, чтобы правильно оценивать и то место, где ты находишься.

0

75

Первое условие с которым встречается душа, при приближении Господа - не должно быть собственного суждения. Это не потому что Бог требует от человека безволия, а потому что вместить Невместимого, невозможно умом. Ум, как перегруженный информацией компьютер вынужден будет и сам отказаться от анализа происходящего, потому что мощностей у него нет на достойный анализ. Встреча с Богом, это ВСЕГДА удивление и Радость. Бог Невидим, поэтому видения исключаются по умолчанию, но приходит покой. Как в защищённом замке не думаешь, ни о нападениях ни о пропитании. Всё есть и всё будет. Это время безмолвного размышления. Время видеть и Радоваться.
Не знаю, может я и не прав, но мне кажется что созерцание Лика Божия это настолько естественно для человека, что это не должно быть некоей высшей стадией, но должно быть повседневной реальностью всякого человека верующего Христу.
Одно стоит отметить. Время общения с Богом назначает Он Сам. И Время когда Он являет Свою Милость душе и время продолжительности этой Милости, но если к Милости Божией привыкаешь, то потом уже не удивляешься тому что видишь Его, но удивляешься другому... Почему другие не ищут и почему не видят? Всё ТАК очевидно.

0

76

Безвидное созерцание Лица Божия, по отцам, -- это где-то середина созерцательной стадии (из общего деления на три стадии: делание-созерцание-обожение).Его нельзя спутать с просто памятованием Божиим (хотя памятование -- некий начаток созерцания,-- опытно испытываший созерцание знает разницу между ними). Это реальное видение, но с помощью духовных чувств, а не обычного зрения, поэтому оно, в смысле обычных чувств, безвидное.
Начало же созерцания -- источник покаяния (Духа) из глубины сердца, который его очищает до той степени, пока к нем не откроется безвидное созерцание Спасителя. Источник -- духовное рождение, врата в Небесное Царство.
После созерцания Спасителя божественная любовь ко всем людям, так как созерцая Лик Спасителя не возможно, чтобы при этом не открывалась любовь ко всем людям. Если нет этой любви, дальнейшего продвижения пока нет.
После любви -- мир превышающий всякий мир, созерцание врат в Царство Божие (это не то же, что Небесное). Обретение огня нетления, обожения, созерцание непостижимых (кроме как через огонь обожения) атрибутов Единого Бога: "Сердце его носит огнь. Простота и неизменность, беспредельность и безграничность, безначальность и вечность  с изумлением сопребывают с ним" (Ангеликуд). И соединение с ними. Вход в покой Божий...
Таковы примерно стадии по отцам (хотя здесь ничего не говорится о стадии делания, которая общеизвестна).  Каждому не бесполезно знать, где он находится, и к чему ближайшему ему надо стремиться.

Отредактировано Евгений Павленко (2018-09-03 19:26:23)

0

77

Молитва капризное дело. Малейший помысел не тот какой нужно примет душа. Возношение, нелюбовь или иное и не сможет душа остаться в покое.
Для меня путь к Богу прост. Своеобразный кнут и пряник. Если что не так - сразу же нарушается мир внутри. Это как воздух. Бог как воздух. Пока Им дышит душа чувствует себя хорошо, как только отступает благодать - сразу же делает ОЧЕНЬ нехорошо.
Отсюда рождается страх перед всем тем что отводит от души Радость общения с Богом, а то что отводит - это очень и очень много и чем дальше по пути к Богу, чем ближе к Нему, тем всё жёстче и жёстче становятся условия общения с Богом.
Бог должен занимать Центральное место в жизни человека, а иначе как?
Можно быть хорошим и добрым человеком, жить по совести и иное, но приближение к Богу кроме этого требует ОБЯЗАТЕЛЬНОГО (в том числе и мысленного) жёсткого самоограничения.

0

78

Сергей Михайлов написал(а):

Молитва капризное дело. Малейший помысел не тот какой нужно примет душа. Возношение, нелюбовь или иное и не сможет душа остаться в покое


да, как пишет Макарий, от принятия малейшего помысла на сердце, как бы, ложится покрывало тьмы, оно помрачается, на него ложатся змеевидные тени

не только после принятия, а иногда и без видимых причин; это время борьбы, Господь попускает его, чтобы мы сражались, и даже не только и не столько сражались, сколько надеялись при этом на Него Самого , а не на свои собственные усилия

0

79

Сергей Михайлов написал(а):

Это как воздух. Бог как воздух. Пока Им дышит душа чувствует себя хорошо


Да, потому Он и называется Духом:

"53. Когда взор ума, склоняясь внутрь сердца, видит осияние Духа, текущее из него не иссякая, тогда именно время молчания" (Ангеликуд, там же).

Ум, причастившийся в достаточной мере этого осияния, видит Лик Божий:

"55. Когда ум в причастии Духа, созерцательно предстоя в действительности Богу, подобающим образом наслаждается славой и блеском от лица Божия, тогда вполне естественно следует молчать и смотреть спокойно и безмолвно" (там же).

0

80

Евгений Павленко написал(а):

иногда и без видимых причин; это время борьбы, Господь попускает его, чтобы мы сражались, и даже не только и не столько сражались, сколько надеялись при этом на Него Самого , а не на свои собственные усилия

Это да. Для нас невидима причина почему отступает Господь. А гордость(?) как же её в себе сложно (а часто и невозможно) увидеть, но Бог видит - что мы не на Нём основываем что-либо своё, пусть даже и незначительное на наш взгляд, и Он отступает, после чего начинается "карусель" испытаний трудных. И это действительно так. Только с этой целью отступает Бог - чтобы опорой стал Он для человека, Он и почти ничто в самом человеке не должно быть опорой для человека даже в малом, но только Бог.
За это и идёт наиболее жёсткая борьба и она основная, чтобы и малое всё - делать опираясь на Господа.
Даже кошку погладить можно без благодарности Богу, а это уже грех БОГОЗАБВЕНИЯ. Без памяти о Боге и без благодарности Ему, и дышать-то не желательно бы.
...
"Плоды молитвы – не то или иное эмоциональное состояние, но глубокое изменение всего нашего существа. Цель наша – стать способными стоять перед Богом, сосредоточиваться на Его присутствии, обращая к Нему все наши нужды, и принять от Него крепость, силу для того, чтобы воля Божия исполнилась в нас. Исполнение в нас воли Божией – единственная цель молитвы, а также и критерий истинной молитвы. Не мистические чувства, которые мы можем испытывать, и не эмоциональные переживания составляют достоинство молитвы" Антоний, митрополит Су́рожский.

0


Вы здесь » Форум о православной молитве » Обсуждения » Сердечная молитва