Форум о православной молитве

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум о православной молитве » Обсуждения » Сердечная молитва


Сердечная молитва

Сообщений 1 страница 20 из 113

1

Восьмой год читаю молитву в сердце. Вопрос такой. Сколько времени в сутках надо выделять на молитву сердцем, а сколько читать так, умом? Сыну 12 лет. Можно ли учить его сердечной молитве? Какие бывают виды сердечной молитвы? Если кто не молится умом в сердце, что он теряет? Какие бывают ошибки при сердечной молитве и вообще ошибки? Какие опасности от сердечной молитвы? Вопросов много, но ответ не к спеху. Можно ответить не сразу на все. Когда приходит опыт в сердечной молитве? Могу ли я учить сердечной молитве если меня кто попросит научить?

0

2

Затрудняюсь дать дельный совет не зная Вас достаточно.
Я, стараюсь молиться только в сердце, но у меня опыт этой молитвы 23-24 года. Я привык к ней и по другому не могу уже молиться, но только сердцем.
Дело это трудное. Учить ребёнка, я бы не рискнул.
Там же перегрузки, не все взрослые выдерживают их.
Виды сердечной молитвы?
Не знаю даже. Что тут можно сказать?
Для меня есть только один вид сердечной молитвы - есть покаяние, значит есть и молитва сердечная, нет покаяния - значит лучше бы и никак не молиться, чем растить в себе гордыню.
Кто не молится умом в сердце - считаю, ничего он не теряет.
Сердечная молитва не для всех, но лишь для тех кому она подходит.
Мы знаем много святых, и таких даже больше, которые не молились сердечной молитвой (по крайней мере это не указано нигде в их житиях), но Господь прославил их. Значит, сердечная молитва не является обязательным условием для святости.
Опасности у сердечной молитвы?
Наверное их много. Все сложно перечислить. Молитва чуткая вещь.
Малейшая неприязнь, или (пусть даже тень) возношения над ближним и от молитвы и запаха внутри не останется. А бывает Господь просто, Сам, отнимает благодать молитвы для твоего смирения и НИЧЕГО ты не сделаешь. Молитвы до тех пор не будет, пока Господь не вернёт её, но будет лишь щёлканье языком души по пустым мёртвым чувствам.
Когда приходит опыт в сердечной молитве?
Думаю, более менее ясным всё становится лишь на 20-ом и более году этой молитвы, а до этого - игра воображения всё может испортить легко, да и на любом этапе духовного возраста есть возможность упасть. Это не моё мнение, это мнение опытных монахов подвижников и оно (я считаю) верное.
Учить молитве если просят?
Если Вы священник и достигли высоты в ней, то почему бы и нет, но я бы не стал.
Я могу лишь сказать своё мнение, но учить....?
Боже упаси!

0

3

На Вашем сайте Сергей, увидел ту же самую мысльhttps://edinstvaru.files.wordpress.com/2018/02/9d181d1821.png

0

4

Здвавствуйте, Михаил ) У меня к вам вопрос и я очень заинтересована в ответе. Что вы говорите детям, если один другого очень обидел (ударил, обозвал)?

0

5

Если кому-то интересно, тоже ответьте, пожалуйста 😊

0

6

Сотворить хотя бы краткую молитву, приведя в мирное устроение своё сердце. Приласкать набедокурившего, как упавшего и причинившего себе травму, и открыть, наконец-то, великую тайну о бумеранге, поражающем того, кто его метает: в зависимости от возраста, облечь смысл второй Заповеди о любви к ближнему в удобоусвояемую форму. Чтобы ребёнок задумался, как бы он себя ощущал, если бы с ним также поступили. Показать "фокус" - как можно удержать зло, чтобы оно дальше не распространялось: не ответить на обиду, закрыв её в шкатулочке добродетелей. Как достать из этой шкатулочки главную и безценную добродетель - смирение, ценой одного только "Прости меня!", и т.п.

0

7

Если это сделал старший- сразу на разговор- Объясни , почему ты позволил себе это сделать?.Воздействую на его Совесть и чувство ответственности.
Ежели виноваты оба , то ставлю перед фактом : или вы помиритесь, попросив прощения друг у друга и тогда в доме будет Мир и Лад , (творцы которого вы сами) , или " дуетесь" друг на друга в разных комнатах : без мультиков !без компьютера! и без доброго папы .А папа в это время становится ( слегка) строгим . :| .... и без "поблажек".
....действует , ( пока еще)

Отредактировано Алекс (2018-02-21 12:07:30)

0

8

Анна написал(а):

Здравствуйте, Михаил ) У меня к вам вопрос и я очень заинтересована в ответе. Что вы говорите детям, если один другого очень обидел (ударил, обозвал)?

У них есть период. Года два три может он длиться. Они ссорятся по делу и не по делу. Просто ссорятся и всё. А до этого периода не ссорятся. Возможно это возрастное. Надо этот период перетерпеть. Потом они станут ровнее. Понимаю что форум православный, но возрастные критические периоды у детей когда они начинают самоутверждаться есть и в верующих семьях. А потом они начинают не между собой ссориться, а с родителем спорить. Ты ему одно, а он тебе в ответ обязательно поперёк и никак иначе. Быстро их не исправишь. Это надо медленно, переживать всем вместе эти сложные годы. Быстро детей своих я не умею воспитывать. Нужна любовь, а любовь проявляется годами терпения. Может я не прав, но вот как думаю, так и написал. А ребёнок, если он не совсем дурак, он эту любовь и терпение к нему он обязательно оценит. Он ответит любовью на любовь. Критические ситуации и даже критические годы, это проверка на любовь. Терпения надо много с детьми. Если ты будешь с детьми вести себя по человечески, это в них останется. Хотя не сразу это будет видно. А если ты будешь отвечать агрессией на их внутренние проблемы, агрессия тоже останется в них.

0

9

Большое спасибо всем за ответы!!! У меня дети в православной школе, Библию лучше меня знают и отцов цитируют... А воз и ныне там! 😂 Сейчас выдумала и пытаюсь практиковать: обидчика не трогаю, а обиженному про смирение, прощение и «давай за брата вдвоём помолимся». Не знаю, к чему приведёт, но очень сложно 😓

0

10

Михаил написал(а):

Восьмой год читаю молитву в сердце. Вопрос такой. Сколько времени в сутках надо выделять на молитву сердцем, а сколько читать так, умом? ... Какие бывают виды сердечной молитвы? Если кто не молится умом в сердце, что он теряет? Какие бывают ошибки при сердечной молитве и вообще ошибки? Какие опасности от сердечной молитвы? Вопросов много, но ответ не к спеху. Можно ответить не сразу на все. Когда приходит опыт в сердечной молитве? Могу ли я учить сердечной молитве если меня кто попросит научить?


Речь, видимо, о притрудной умно(-сердечной?) молитве, потому что духовная (или самодвижная, покаянная, как у Сергея) молитва в сердце не прекращается никогда, разве что от нее, как правильно пишет Сергей, какие-то неотложные дела не отвлекут на непродолжительное время.

Имхо, притрудная сердечная молитва отличается от умной, как пишут отцы, сочувствием сердца (или лучше сказать, "движением Духа") в сердечном месте, которое происходит непроизвольно, и потому сколько времени это сочувствие длиться, столько и надо ему внимать, а потом переходить к умной молитве, насколько позволяют обстоятельства.

Схем относительно видов (умно-)сердечной молитвы и вообще умного делания есть много разных, самую длинную я встречал у афонцев, она насчитывает десяток стадий. Можем и их обсудить, но это длинный разговор. Часть стадий мы уже упомянули.

А вообще нам всем надо стремиться к той молитве, как у Сергея, которая относится уже к созерцательной стадии. Когда в сердце невидимым образом созерцается Христос через (покаянное) в глубине сердца движение Духа (наподобие Источника, как пишут об этом отцы). Но переход к ней от притрудной умно-сердечной молитвы совершается через рождение от Духа, появление в глубине сердца того самого Источника ("из чрева потекут реки Воды Живой"), изобилующего Дарами, покаянным, как у Сергея, и другими, какими Промыслу будет угодно.

Одна из возможных ошибок при притрудной сердечной молитве -- нарочито разжигать в себе "сочувствие сердца", когда надо следовать за тем, которое появляется само. Это о принятии ложных чувств, -- я не говорю уже о принятии (все равно каких) образов, все известно, что это недопустимо.

0

11

Спаси Бог нас всех.
Иногда мне кажется что у меня совсем никакой молитвы нет, но почему-то о Боге забывать не получается и наверное, не получится если бы даже и захотел я этого.
От добра добра не ищут.
Созерцание тема непростая.
Ведь человеку свойственно отталкиваться от тех предпосылок что ему хоть как-то, но созвучны, знакомы, а при встрече с Господом ты встречаешься с Непостижимой формой, как Бытия, так и содержания этого Бытия.
Бог, это Бытие без форм и образов... как Его можно видеть?
Но, оказывается Его можно чувствовать, жить Им и объяснить эту Жизнь с Богом и в Боге я бы не взялся. Слов не найти...
Разве что сказать что это большое благо для человека и немалое успокоение.
.
Михаил вряд ли ответит.
Долго его уже не было на форуме.

0

12

Сергей Михайлов написал(а):

Но, оказывается Его можно чувствовать, жить Им и объяснить эту Жизнь с Богом и в Боге я бы не взялся. Слов не найти...


Насколько я понимаю эту тему, и некоторых отцов об это написано, особенно у сирийских, кроме обычных органов чувств у человека есть (в зачаточном состоянии) и духовные чувства (их тоже пять), которые которые от молитвы и покаяния утончаются и развиваются, а открываются при духовном рождении (появлении Источника Духа, который проявляется Себя, в частности, как постоянное покаяние, идущее из глубины сердца). Ими все духовное и созерцается, и то что частично способно к вербализации, и то, что вообще не вербализуемо. Первое из них передается не чувствами, а символически (но это такой символ, в котором реально присутствует символизируемое). Как-то примерно так.

Сердце ведь тоже символ, зеркало Небесного Царства, но содержит его внутри себя, а в будущем веке будем "лицом к Лицу". Вот это Небесное Царство в сердце, оно бесконечно, в нем бесконечное число обителей, в нем обитают ангелы и являются духовно родившимся и обладающим духовным зрением. Явление это просто безвидно и необъяснимо с помощью обычных чувств, а значит, и не (в большинстве своем) вербализуемо. И все же вербализуемо симвоолически, отчасти, в косвенном описании очевидцев, отцов и не только, благодаря присутствию в таких описаниях Духа, для тех, у кого на эти движения Духа откликается душа. Так происходит узнавание.

Или, лучше сказать, тот, кто откликается, сам, благодаря тому же движению Духа, присутствует в тех же самых обителях, даже если этого явным образом не чувствует. Потому что сердце у всех одно, как сказано в Писании: "И было у всех уверовавших одно сердце и одна душа". Одна душа -- это Дух, по которому верующие узнают друг друга, а одно сердце -- это обители, в которых они, благодаря Ему, одновременно пребывают, даже если не (вполне) могут выразить это словесно.

Потому что одно дело -- пребывать в этих обителях, а другое -- подаваемый от Бога дар для их хотя бы частичного описания, в свое время, на пользу окружающим, в соответствии с Промыслом Божиим о разных людях.

Ну в общем бесконечно можно говорить на эту тему, она очень обширная. Мне очень нравятся Ваши дневники (другого я пока не читал), я в них узнаю многое из того, что знаю сам, и многое из того, что мне пока не доступно.

0

13

В целом Ваши рассуждения выше, мне отчасти понятны и созвучны.
Думаю, что при приближении к Богу неизбежен один, в высшей степени блаженнейший этап внутреннего развития, Бог Сам берёт на Себя многое из того что прежде было твоим, отсюда и возникает необъяснимость многого потому что Принимающий внутри тебя и вне тебя Необъясним, но чтобы Бог взял на Себя твой груз забот, прежде нужно потрудиться и потрудиться немало.
Дневники в сыром виде. Писались на скорую руку, часто с невероятной головной болью. Они будут правиться ещё дополнительно и заметно сократятся. Первые три месяца я подчистил и они не претерпят значительных изменений, а то что с апреля по август, это заметно похудеет.

0

14

Сергей Михайлов написал(а):

Спаси Бог нас всех.
Иногда мне кажется что у меня совсем никакой молитвы нет, но почему-то о Боге забывать не получается и наверное, не получится если бы даже и захотел я этого.

Сергей , а как это назвать правельно?
Дело в том , что я часто терзался и мучался этим состоянием : ну нет совсем никакой молитвы в том виде , в каком ее представляешь , какой она должна быть , но о Боге забыть не можешь , всегда , везде Он присутствует , в мыслях....нет же , более в чувствах .., в ясных осознанных чувствованиях , что все твое в тебе и ты сам - есть нечистота и несовершенство ( это безумие ! называть себя таким и отрекаться себя - это самоубийство и безумие - скажет любой нормальный современный человек и я пойму такого человека ..).., Но в то же время с Богом хотя и невыразимо  страшно от своей всепроникающей испорченности и в тоже время хорошо , ибо в Нем чувствуется  Надежда и Любовь, в Нем чувствуется твоя новая жизнь , и новый ты сам :твой ум , чувства ...впрочем и твоя личность  , которую ты можешь обрести взамен ветхой старой.
....такое чувство присутствия Бога сопутствует всю мою сознательную жизнь ....иногда это происходит очень ярко , в большинстве случаев  очень и очень тихо (и чтобы услышать , приходится заставлять замолчать весь свой внутренний "галдеж",) но даже через "галдеж" , сквозь суету обыденной жизни память о Боге не уходит никуда и никогда .Она и во сне и на Яву , в делах и заботах.....
Сергей , но ведь это же  наверное еще не молитва.....хотя как знать :что подразумевать под словом Молитва .
Если Молитва это произнесение молитвословия , то такой молитвы как бы и нет , а если молитва это чувство к Богу , явное ощущение Его вездеприсутствия - просьба и мольба , только без слов ...вернее через страх о своей испорченности , но с теплой и удивительной Надеждой на Бога  , чувством как страшно без Бога и как хорошо с Богом , то наверное это тоже есть молитва?Ведь для чего мы читаем эти глубочайшие православные молитвенные последования?не ради слов , которые не нужны Богу , но ради молитвенных чувств к Богу , ради того высшего , когда душа вдыхает невидимыми легкими Воздух , Дух  Бога , подобно тому как легкие  вдыхая воздух сообщают телу жизнь .
Но , довольно рассуждений, подитожим кратко :память о Боге это молитва или что то другое?
И бывает ли молитва , которой не нужны слова?

0

15

Святые отцы считают за молитву и чтение о духовном, и мысли о Боге, и благодарность Богу, и покаяние перед Ним. Молитва это обращение ума к Богу. Если память о Боге есть, то это уже молитва.
Если всмотреться внутрь себя внимательнее, то обнаружится что память о Боге - не принадлежит человеку, но изначально Бог тайно от нас самих вкладывает эту память о Нём в истоки нашего мышления.
Этот источник внутри нас - это и есть молитва - то есть - Сам Бог.
Есть одно из важных положений в учении отцов имеющее силу важного догмата.
Действия Бога нельзя отделять от Самого Бога.
То есть, если есть внутри нас хоть капля памяти о Боге, значит это Дар Бога, Он Сам внутри нас. О чём и апостол Павел говорит, "никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым", никто, значит даже и Ангелы святые называют Иисуса Господом и Создателем своим не по своему абсолютно независимому от Бога желанию, но лишь потому что внутри них Сам Бог Непостижимо Действует. Тем более, Бог действует также и в человеке.

0

16

Стихи тоже могут молитвой и даже сердечной :)
Кто-то зеркало мира разбил.
Не хочу, но смотрю на осколки.
Голос тайный меня вдаль манил,
Я за тайной пустился в путь долгий.
.
За верстой уходила верста,
Год за годом летел в бесконечность.
Глас заветный тот был от Христа,
Он меня призывал в Свою Вечность.
.
Слыша голос Небесных мелодий,
Я упорно искал Божий Свет,
Но легла тень Креста у дороги,
Понял я, что пути дальше нет.
.
Я пришел, и Архангелов лики
Я увидел пред Божьим Крестом,
И Небесные Тихие Блики
Отразились вдруг в сердце моем.
.
Тайны мира увидел я духом.
Как же тайны те непросты!
Ум облекся в безмолвные звуки,
В сердце ожил родник чистоты.
.
В роднике том Небесный Огонь
Воссиял, но невидимо тихо
Все во мне освятилось Христом,
На устах поселилась молитва.
.
Я Небесною Арфой запел,
Звуки Неба меня утешали,
Ангел Божий ко мне прилетел,
А другие и не улетали.
.
Славе Божьей кто сможет воздать,
Кроме Бога, достойную славу?!
Я в безмолвии смог услыхать
Из безмолвных слов тайную сагу.
.
Тайна та обратилась в слова,
Но из слов ушла Тайная Сила.
Дух Господень не терпит греха.
Как слова в нас порой некрасивы!
.
Вера сердца молчит пред Крестом.
Крест для сердца - Огонь для ума.
И скажите мне: перед Христом
Ну какие уместны слова?!
.
Я нечист, но Бог чист и Всесвят,
Душа в Божьей деснице чиста,
Сердце  бедствий земных не боится,
Возложив все свое на Христа.

0

17

Сергей Михайлов написал(а):

Святые отцы считают за молитву и чтение о духовном, и мысли о Боге, и благодарность Богу, и покаяние перед Ним. Молитва это обращение ума к Богу. Если память о Боге есть, то это уже молитва.


Да, причем молитва -- без памяти Божией -- лишь суррогат молитвы. Память Божия -- начаток созерцания. а молитву вообще без созерцания отцы называют бескрылой птицей.

Сергей Михайлов написал(а):

Если всмотреться внутрь себя внимательнее, то обнаружится что память о Боге - не принадлежит человеку, но изначально Бог тайно от нас самих вкладывает эту память о Нём в истоки нашего мышления.


Все правильно. Бог изначально вложил в природу человека способность к созерцанию Самого Себя (с помощью духовных чувств) и природное стремление к Себе. Адам "видех Бога, ходяща в раи". Грехопадение придало человеку способ бытия, не соответствующий его природе, человек "к скотам приложился еси". На духовных чувствах это отразилось так, что человек перестал видеть Бога, но (чтобы человечество вообще не погибло) человек сохранил вот это природное стремление к Богу, память Божию, начаток созерцания без самого созерцания.
Молитва (а более всего, рождение от Духа) очищает духовные чувства и постепенно возвращает человеку первоначальное Адамово состояние, способность к безвидному созерцанию Бога.

Отредактировано Евгений Павленко (2018-08-29 09:38:49)

0

18

Отличные стихи, их можно прокомментировать, так как это духовная поэзия, но надо ли?:-)

0

19

Евгений , Спасибо за прекрасный коментарий.

Сергей Михайлов написал(а):

Святые отцы считают за молитву и чтение о духовном, и мысли о Боге, и благодарность Богу, и покаяние перед Ним. Молитва это обращение ума к Богу. Если память о Боге есть, то это уже молитва.
Если всмотреться внутрь себя внимательнее, то обнаружится что память о Боге - не принадлежит человеку, но изначально Бог тайно от нас самих вкладывает эту память о Нём в истоки нашего мышления.
Этот источник внутри нас - это и есть молитва - то есть - Сам Бог.
.

Сергей , все же я согласен , что чтение о духовном есть молитва , как и мысли о Боге.
Я не так часто и много читаю о духовном , но есть такой раздел духовного творчества , читая сердцем которое ясно ощущаешь прикосновение Бога к тебе ( я не буду приводить списки такой литературы , только напомню о современных , о арх.Рафаиле ( Карелине) и произведения на единства.ру)
Но трудность в том , что эти авторы утверждают , что духовное чтение так же отвлекает от молитвы , как и размышления о духовном .Ты не раз об этом упоминал.
Вроде бы противоречие....
Из моих наблюдений , бывает так , что чтение дает реальное соприкосновение с Богом и оно в этот момент становится молитвой , как и мысли о Боге .
А бывает , что духовное чтение и мысли продвигают сами собой к тому , чтобы молится известными молитвами , и через эти молитвы так же прикасается к Богу .
А бывает , что мысли и чтение просто "грузят" мозг знаниями , тогда полезнее оторвать себя от чтения и мыслей и просто помолиться простыми молитвами,  отбросив книги и даже самые возвышенные мысли.Вот наверное о такаго рода чтения ты имел ввиду?( Когда надмевает знаниями и лишает чувства к Богу)

0

20

Нет смысла.
Стихам девять лет уже как.
Сейчас я в другом состоянии и эти стихи я уже бы не написал.
Написал такие в этом году.
Когда печаль Небес
Сжигает мысли,
Мне хочется
Лишь плакать и молчать…
Рука не пишет,
Дух мой плачет к Богу,
Господней Тишине
Хочу внимать.
Не до стихов,
Не до людей
И не до песен…
Негрустное
Мне Небо не поёт.
Таким как я
Веселье неуместно,
Грех – он и в грусть мою
С гордынею пройдёт.
Злой бес во мне,
Пожизненно — всегда
Внутри души моей сокрыт
В моих молитвах…
Молюсь Христу.
Ведь лишь Его Рука
Меня поддержит
В ежедневных битвах.

0


Вы здесь » Форум о православной молитве » Обсуждения » Сердечная молитва